Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.
Типы одарённости
Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:
- Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
- Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
- Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
- Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
- Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.
Как выявить одарённого ребёнка
Одарённость — это
результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и
саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6
годам и к 8 раскрываются в полной мере.
На сегодняшний день
не существует единого метода, который позволил бы точно определить,
одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных
тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют
Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей —
тест Торренса.
В домашних условиях выявить одарённость
ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы
вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в
различных видах деятельности.
Вот некоторые факторы, которые
могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются
обязательными, но время от времени могут проявляться:
- Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других.
- Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью.
- Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
- Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
- Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий.
- Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта.
Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.
Я заинтересована в работе с одаренными детьми на своих уроках. Работа с одаренными детьми заключается в следующем:
Развитие
творческих способностей через учебную деятельность и
внеклассную работу. В целях поддержки интереса к предмету и развития
природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные
задачи, логические задачи, задачи с практическим содержанием, лабораторные, исследовательские и проектные задания.
Основные формы организации работы с одаренными детьми
Внеклассная работа над проектом или научно-исследовательская деятельность.
Такая форма работы очень эффективна, поскольку позволяет удовлетворить все возрастающие интеллектуальные потребности одаренного ребенка, исследовать именно ту проблему, которая в данный момент интересует. При этом ученик в процессе самостоятельного поиска решения проблемы познает саму структуру научного познания, что является важным этапом формирования научного мировоззрения. Мои ученики с удовольствием работают над выбранными темами и успешно участвуют в муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ.
Работа по подготовке к олимпиадам
(поурочная, индивидуальные домашние задания,
дополнительные занятия)
Участие в олимпиадах как нельзя лучше позволяет одаренному ученику раскрыть свои способности, стимулирует к систематическому, кропотливому труду. Подготовка к олимпиадам предполагает целенаправленное управление познавательной деятельностью отдельных учащихся. Я продумываю систему вопросов, задач, домашних экспериментальных заданий, решение которых возможно с опорой на зону ближайшего развития ученика. Подобные задачи ученики получают индивидуально на различных этапах урока, и в качестве домашней работы. Также я провожу дополнительные занятия, на которых мы разбираем задачи физических олимпиад прошлых лет. На такие занятия приглашаются учащиеся разных возрастов. При этом хорошую мотивацию для дальнейшего развития получает ученик, к примеру, 10 класса, который смог опередить старшего товарища. Организовывать деятельность учащихся на таких занятиях целесообразно в форме мозгового штурма, создавая атмосферу конкуренции, соперничества между группами и сотрудничества в группах.
Нетрадиционные уроки (викторины, конференции, ролевые игры)
Проблема мотивации к обучению одаренных учеников успешно решается на нетрадиционных, нестандартных уроках. Поскольку для таких детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, то они в полной мере могут раскрыть свой потенциал, участвуя в конференции, играя понравившуюся роль и др.
Организовывая свою деятельность на уроках физики для работы с одарёнными детьми всегда предусматриваю:
а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
б) создание системы развивающего образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
г) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
В результате были сформированы принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми на уроках физики:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности,
принцип возрастания роли внеурочной деятельности,
принцип индивидуализации и дифференциации обучения,
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя,
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Для активизации учебной деятельности учащимся по предмету применяю нетрадиционные формы урока: урок-путешествие, урок-суд, пресс-конференцию, деловая игра и т.д. На этих уроках заставляю учеников проявлять свою познавательную деятельность, максимально использовать свои силы, возможности. С этой целью использую самостоятельную работу, что позволяет исключить возможность «отсутствовать» на уроке. А организация игровой деятельности способствует изучению материала, его закреплению, повторению, развитию памяти и воображения школьника. На таких уроках создаются условия для формирования творческих начал личности ученика, вырабатывает чувства взаимопомощи, формируются коммуникативные умения.
Одним из методов работы с одарёнными детьми является работа с использованием информационно-коммуникативных технологий Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет мне развивать у школьников интеллектуальную сферу, особенно такие качества как сообразительность и критичность мышления, воображение, умение концентрировать внимание, познавательные умения и умения учиться. Вместе с тем активно развивается не только интерес к учению, но и такие качества, как мотивация достижения, стремление к поиску. Информационные технологии обучения позволили мне активизировать учебный процесс. Возможность практической деятельности учащихся в виртуальном режиме обеспечила доступность всех групп учащихся к освоению программного материала по физи.ке.
План работы с одарёнными детьми на уроках физики на 2021-2022 учебный год
Комментариев нет:
Отправить комментарий