Все люди поступают так, как они были научены. В нашей жизни всегда будут возникать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий.
В предлагаемой программе туристско – краеведческое направленности представлено содержание туристско – краеведческое деятельности с учащимися школы.
Туристско – краеведческое направление – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобщения к трудовым и прикладным навыкам.
Актуальность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что работа туристско-краеведческая работа - это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально- культурного наследия, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его видах и формах.
Новизна программы в том, что в содержании заложены и предлагается формирование эколого-туристских умений (норм и правил рекреационного природопользования), предполагается формирование экологических знаний у юных туристов на основе базовых знаний. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от других программ в том, что каждый педагог, в зависимости от наличия опыта, необходимого материала, оборудования сможет спланировать свою деятельность, уделив должное количество времени на изучение каждой темы.
Туристско – краеведческая деятельность способствует развитию детского самоуправления, позволяет ребятам выбирать различные направления деятельности , проявлять организаторские способности, найти свое место в коллективе сверстников или в разновозрастном коллективе; углублять и расширять свои знания по различным предметам, развивать преемственность , передавать накопленный опыт от старших учеников к младшим.
Туристско – краеведческая деятельность нашего района позволила сформировать интересную сеть данной работы.
Цель дополнительной образовательной программы «Люблю тебя мой край» :
-Познакомить учащихся с историко - культурным наследием п.Орловского и Орловского района ;
-сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
-Изучение прошлого и настоящего п.Орловского , обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и области;
-Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и области;
-Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;
-Активизация поисковой деятельности учащихся;
-Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;
-Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
Основные направления: Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Прогнозируемые результаты: Программа "Изучаем Родной Край" проведение итоговых занятий, на которых подводятся итого за прошедший год. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.
При этом предполагается решение следующих задач:
1. Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды, формирование навыков гигиены, охраны труда и окружающей среды.
2. Развитие творческой, исполнительской активности в процессе освоения местного краеведческого материала, мотивации к познанию через занятия туризмом.
3. Воспитание у учащихся навыков здорового образа жизни, гордости за свой край.
Состав туристско – краеведческого кружка может быть как одновозрастным, так и разновозрастным. Программа рассчитана на учащихся среднего возраста: 10-12 лет, именно в этом возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно –
нравственной культуры личности. В юности при наличии условий возникает готовность к постановке целей перед собой, вырабатывается умение планировать и организовывать
свою жизнедеятельность, оценивать себя и свои поступки, строить свои планы на будущее.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.